Домашняя страничка священника Антония Коваленко

Содержание

В неделю о мытаре и фарисее

20 февраля 2005 г.

  Давайте с вами разбираться, кто мы с вами такие - мытари или фарисеи.

Кто такие были мытари тогда, в то время, когда ходил по земле Христос, можно еще раз напомнить. Тогда Палестина была колонией Римской империи. И Палестина, как захваченная страна, должна была платить римлянам дань - мыто. И мытари были как раз теми самыми людьми, которые эту дань собирали. Чаще всего это были тоже иудеи, которые из-за денег (а мытари зарабатывали очень немало), или по какой-то иной причине, предали своих соплеменников. Неудивительно, что они, мытари, среди своего народа были ненавидимы и презираемы.

Кто такой был фарисей. Вообще фарисеи представляли собой своего рода религиозно-политическую партию того времени. В свое время энергией партии фарисеев был поднят из руин Иерусалим, разрушенный при нападении на Палестину Вавилонской армии. Фарисеи проповедывали религиозно-патриотические идеи, и страна ожила после Вавилонского плена. И неудивительно, что потом фарисеи стали одними из наиболее весомых людей в церковном обществе. Многие из них были учителями Закона Божия, священниками. Они знали Закон гораздо лучше нас с вами. Спроси я любого из вас назвать мне хотя бы десять заповедей Моисея или заповеди Блаженства Христа - ну, далеко не все назовут.

Теперь давайте вспоминать, как они, мытарь и фарисей, молились. Какой основной смысл молитвы фарисея? О чем он говорит? "Благодарю!" - благодарность! Смотрите, как интересно. Я говорю вам частенько, что вот, мы с вами такие-сякие, приходим в церковь только клянчить. И еще мы обсуждали, что благодарность - это одно из высших чувств человека. Есть еще выше - славословие, когда человек славит Бога ни за что, а просто потому, что сердце у него поет. Ну, а благодарность - это когда человек осознает, что Бог оказывает ему некие благодеяния и за это Бога благодарит. Это очень и очень хорошо.

Так вот, фарисей благодарил Бога! И ведь благодарил фарисей-то за что? Не за то, что Господь ему дом или стадо подарил. Он благодарил за духовные блага! За то, что он исполняет Закон, исправно вносит законную жертву на Храм, что душа его не такая грешная, как у мытаря, который предал свой народ.

А что делал мытарь? Он просто просил прощения. Но как интересно он его просил. Вовсе не так, как мы с вами: "Господи, согрешил тем, тем и тем..." - как в полусне. И не поймешь - нужно вам это прощение или не нужно. И отходим от Исповеди, не осознав, что с нами произошло.

Да если б мы умели просить прощения так, как этот мытарь! Он просил прощения, бия себя в грудь: "ГОСПОДИ, ПРОСТИ МЕНЯ ЗА ТО, ЧТО Я ТАК ЖИВУ!!!" Он верил в это прощение. Он нуждался в нем. Поэтому он его и получил. Он просто понимал, кто он такой здесь, в храме. Он знал свое место перед Богом. Он понимал, что он сам не в силах изменить это состояние. Что он виноват перед Богом и людьми. И в его молитве была такая надежда на Него, такая боль, что понятно, почему он вышел из храма оправданным несравненно более, чем благодаривший Бога (и одновременно согрешавший осуждением тех, кого считал хуже себя) фарисей.

Фарисей вообще прощения не просил. Его удовлетворяло то состояние, в котором о находился. Он считал это состоние вполне нормальным. Он был законопослушным гражданином, обыкновенным членом и религиозного общества, и своего народа. Он был вполне удовлетворен собой. Хотя, конечно, он был не дурак, и понимал, что у него тоже есть грехи. Но покаяния, только через которое человек и приближается к Богу, в молитве фарисея не было вовсе. Потому и названа фарисейская молитва в церковных песнопениях "безумными глаголами".

А теперь давайте сравнивать с собой. На кого мы с вами более похожи. И если разобраться, то по жизни, по быту нашему в нашей стране, по отношению к Церкви - мы все мытари. А по образу нашей молитвы перед Богом мы все - фарисеи.

 

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко