Домашняя страничка священника Антония Коваленко

Содержание

О грехе уныния

15 февраля 2005 г.

 Есть такой грех - уныние. Наверное, почти все, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, этим грехом болели. Знают, что это такое. Это - когда опускаются руки, когда нет ни желания, ни сил что-либо делать. Когда не хочется жить.

В учениях преподобных отцов о грехах говорится о том, что разные грехи имеют между собой взаимосвязь. Вот, оказывается, что к греху уныния приводит грех нераскаянности. То есть когда человек не видит своих греховных поступков, слов, мыслей, или видит, но не желает в них каяться. Или кается, но не ценит полученного прощения и поэтому потом с легкостью снова этот грех совершает. И отпадает от Бога.

Из-за чего мы от Бога отпадаем? Из-за нераскаянности. Единственный путь к Богу - это покаяние. Сам Бог от нас никогда не отступает. Мы сами от Него отступаем. Бог - он Дух Животворящий. Он - везде Сый и вся Исполняяй. А мы от него прячемся. А чтобы открыться, пустить Господа в свою душу, в свое сердце, нужно просто покаяться, сказать: "Прости, Господи!" И признать, что когда-то тогда я на самом деле был виноват. Тогда мне не хватило силы раскаяться. А я был виноват. И тогда Господь войдет в ваше сердце. Войдет вместе с радостью, потому что нет лучшего Утешителя, чем Господь.

Но если кто не хочет признавать своих грехов, то постепенно отходит от Бога настолько, что теряет источник жизненных сил и впадает в состояние уныния. А признать свои грехи мешает гордость. Когда человек начинает сам себе нравиться - это может получиться даже незаметно, если не следить за своей душой - уже явный признак гордости.

Есть такая категория детей - так называемые "положительные дети". Они вежливые, у них многое получается, их редко наказывают, зато часто хвалят. И они, дети, сами привыкают к сознанию того, что они - "хорошие". И потом родители удивляются: почему ребенок вырастает избалованным, на каком-то этапе своего развития родителей уже ни во что не ставит? И затем вообще в жизни разочаровывается и ничего делать не хочет. А причина в том, что ребенок, из-за того, что он нравится сам себе (его так приучили), разучается всерьез каяться, всерьез чувствовать свою вину. И через это отпадает постепенно и от родителей, перед которыми он должен был научиться просить прощения (они должны были его этому научить), и к Богу по той же причине прийти не может.

Вот то же самое происходит и со взрослыми. Неудачнику бывает проще прийти к Богу, чем человеку, у которого в мирская жизнь хорошо складывается. А вот попробуй у "удачливого" отними то, чем он в мирской жизни наслаждается - телевизор, машину, дачу, или и работу - на него сразу такое уныние насядет, такое отчаяние! Да бывает, что вплоть до самоубийства! Почему? Да просто потому, что он свою радость находит не в Боге, а в мирской суете, среди которой видит себя "хорошим". И ему поэтому в ней пребывать нравится. И по той же причине к Богу никак подступиться не может. Кстати, ой, как зыбки мирские радости...

Вот так наша гордость приводит к унынию. И если вы унываете, подумайте: в чем вы не раскаялись. И перед Богом, и перед людьми. Мало просто знать о своем грехе. Нужно еще жалеть о совершенном. Потому что раскаяние начинается тогда, когда человек жалеет о совершенном проступке. Можно, например, осуждать кого-то, каяться, осознавать: "да, я осуждаю". И при этом все равно считать себя правым: "Я правильно осуждаю. Я знаю, что осуждать плохо, но, осуждая, я все равно чувствую свою правоту". И приводит такое состоянию к оскудению духовных сил и, главное, любви!

А казалось бы, все так просто: нужно учиться каяться.

 

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко