Домашняя страничка священника Антония Коваленко

Содержание

Слово в Прощёное воскресенье

 

  Наша жизнь очень нелегка. Мы устаем, болеем, скорбим... И такие церковные события, как наступление поста, тем более такого серьезного поста, как Великий пост, мы подчас воспринимаем с отторжением, с неприязнью. Ну, казалось бы: куда уж больше на нас нажимать, мы и так настолько уставшие, а вот еще и пост!

Но, на самом деле, пост должен быть нормальным состоянием человеческого бытия. Мы, по сути, потому и больные, что не постимся. Раньше как было? Люди постились почти все время, и в смысле питания, и в духовном смысле. В отношении питания у нас сейчас как получается? Мы едим, едим, едим, набиваем свой желудок всем подряд, что повкуснее и поинтереснее. А желудок, бедный, и не знает, что с этим делать, с тем, что мы туда напихали. Он не предназначен для того, чтобы переваривать такое. Потом, раз - пост! Тут уж совсем как молотком по башке. А раньше было все наоборот. Раньше был - пост, пост, пост: человек ел самую простую, и, главное, достаточно однообразную пищу. Такую еду желудок легко принимал, потому что ее и переваривать было проще, и потому, что организм заранее знал, что ему сейчас внутрь положат и был к этому готов. Кроме того, такая еда и душе была полезнее: не возбуждала греховных желаний, менее способствовала чревоугодию, лени, похоти. А, изредка, раз - праздник! Ну и хорошо, исправный желудок это переживет. Пережили - и постимся дальше. И так было не только в отношении еды!

И с душею то же самое. Уже давно нас настраивают на то, что быт человека должен быть сплошным развлечением. Это прямо-таки идеология современной цивилизации. Стирают у нас стиральные машины. По воду мы не ходим, повернул крантик - и вода потекла. Отопление у нас зимой само включается, заботиться и дрова заготавливать не надо. Почти то же самое и с приготовлением пищи происходит. Отдыхай и развлекайся, радуйся, душа! Только почему-то радости нет. А потому, что настоящая радость - не получать, а отдавать: дарить радость другим, жертвуя собой. Только так душа сможет приблизиться к Богу, в Котором и найдет настоящую радость. Потому что Бог Сам - Любовь, и приемлет только любовь. А настоящая любовь - жертвенна.

Так вот, раньше обыкновенный быт людей тренировал, и в физическом, и в духовном плане. А сейчас - нет. Почему, например, сейчас существует столько секций спортивных и качаловки всякие? Потому что люди понимают, что наш образ жизни нас губит, так жить нельзя. Но спортом занимаются далеко не все, и занимаются им чаще всего все-таки в молодости. И время он отнимает. А раньше обыкновенный быт наше здоровье поддерживал, причем независимо от возраста и не в ущерб свободному времени. Обыкновенный деревенский трудовой быт.

А вера Православная настраивала людей, чтобы они так же внимательно и строго тренировали свою душу. И это было несложно понять. И, кстати, неудивительно, что православные державы были самыми сильными. И не только благодаря физической силе воинов, но благодаря духу! Потому что жизнь проводилась в состоянии постоянного поста.

А зачем тогда нужны посты особые? Среда, пятница, многодневные посты, как, например, Великий? Во время этих постов люди тренировали себя еще больше обычного. Еще более серьезно относились к своему телу и душе.

Так строго, как постились раньше, у нас с вами уже не получится. Но, все равно, пост - это благословленное Богом время, чтобы оставить мирскую суету, все то, что мешает нам быть ближе к Господу, и всерьез заняться своей душой. Вот как устроен тот же самый спорт? Там же спортсмен не тренируется непрерывно и круглосуточно. Но почему он такой сильный становится? Потому, что он в какие-то определенные сроки дает себе повышенную нагрузку. Так же устроены и православные посты. Это определенные сроки времени, когда мы должны давать повышенную нагрузку душе и телу, чтобы себя тренировать. Чтобы быть крепче всегда.

Еще предупреждение: не копируйте бездумно чей-либо образ поста. Не мучьте себя голоданием до изнеможения, вычитыванием молитвенных правил до отупения, когда уже голова совсем не соображает, что говорит язык (увы, такое случается нередко). У каждого человека мера поста - своя. Пост должен помогать вам приблизиться к Богу. За счет того, что вы отказались от чего-то, что вам к Богу приблизиться мешает. В чем ограничивать себя, каждый, подумав, решает сам. Гораздо проще взять, ничего не есть и каждый вечер молиться по три часа, воспринимая это, как некую дань Богу. Ничего хорошего из этого не выйдет. "Милости хочу, а не жертвы" - слова Господа. Подумать о своей душе, что в ней мне мешает к Богу стать ближе, и именно этим заняться всерьез - сложнее. Сложнее подумать о своих ближних, нуждающихся в вашей помощи и заботе. Но и правильнее. И результат тогда будет благой.

Главное в Православном посте - конечно же, внимательное отношение к душе. Ограничение в пище - лишь средство, чтобы помочь душе быть трезвенной. Понятие "пост" есть, например, еще в армии. На посту стоит часовой. Если он, простите, объестся, то внимание у него притупится и он легко пропустит нарушителя. Так уж мы устроены: тело влияет на душу, и наоборот. Душа не сможет поститься, если гармонично не ограничивать и плоть. Мы, как тот часовой охраняет военный объект, должны охранять от греха свою душу. И для этого правильно избрать себе меру ограничения в пище и прочем.

Пост не должен быть в тягость. Разве спортсмены на тренировку идут как из-под палки? "Ааа... Опять тренировка..." Если так, то это уже не спортсмен. Конечно, тренировка трудна (а подчас и очень трудна). Но этот труд - в радость. Таким же должен быть и христианский пост. Потому что, как спортсмен тренируется ради достижения цели - победы, так и мы должны поститься ради цели-победы: Воскресения со Христом, Пасхи!

 

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко