Домашняя страничка священника Антония Коваленко

Содержание

Почему священники не допускают мирян к таинству Крещения?

 

Этот текст - прежде всего, обращение к людям, пожелавшим креститься в Православной Церкви, но получившим отказ от священника.

Напомню обиженным, что Церковь существует не для того, чтобы обслуживать клиентов. И она не обязана быть такой, какой ее вы хотели бы видеть. Цель существования Церкви на земле - дать людям понятие о Боге. Опять же, о таком, какой Он есть, а не о таком, каким бы Его хотели видеть те или иные. И помочь научиться жить с Ним в мире и любви. Причина разлада между Богом и человеком - в человеке, в нашей греховности, испорченности. Не верите этому? А сможете сказать, что плохого сделал людям Христос? За что же его тогда люди распяли на Кресте? Нет, причина неприятия Источника любви нами, людьми, несомненно, в нас. И причина неприятия и непонимания того, что происходит в Церкви Христовой - тоже в нас.

Теперь конкретнее. О таинстве Крещения. Еще немало сохранилось Православных храмов, где крестят всех желающих подряд, ничего у них не спрашивая. Оплатил - окрестили. Это - практика, пришедшая из прошлого века. Но какое тогда было время? В Советском Союзе человек, принимающий таинство Крещения, почти гарантированно обрекал себя на потерю работы, друзей, положения в обществе, если еще не того хуже. Креститься шли люди, твердо знающие, зачем им это нужно и готовые на жертву ради Христа. И священнику совершенно незачем было их экзаменовать по вопросам веры - они знали ее и подтверждали это самим желанием креститься, которое было равносильно готовности умереть за Христа.

Но вот гонения за веру притихли. Более того - веровать стало модно. Маятник качнулся в другую сторону. Креститься шли - потому что это "русская традиция", потому что "дед крещен", "чтобы не болеть", "от сглаза" и т.п. Но из этого потока идущих креститься, о Христе, о том, что Он сделал для нас, о настоящей цели Таинства крещения, о его ожидаемых последствиях, о требованиях к образу жизни крещеного человека, могли что-то сказать лишь единицы. Последствия были самыми разными, порой и трагическими. Ведь самой распространенной ситуацией было, когда человек вступал на путь построения взаимоотношений с Богом в Крещении, а потом тут же разворачивался в Богу спиной и забывал про совершенный шаг, уходя из Церкви на годы, а то и насовсем. Неудивительно, что Церковь (хоть и с задержкой, ибо Сама лежала в руинах) среагировала на такую ситуацию предъявлением некоторых требований к желающим креститься - чтобы убедиться, что каждый подходит к Таинству осознанно, понимая Его суть, и будет застрахован от трагических ошибок, которые происходят из-за незнания элементарных основ Православной веры. Если была возможность, священники проводили небольшие курсы катехизации - обучения основам Православия. Где такой возможности не было - в течении одной-двух бесед пытались выяснить, обладает ли каждый желающий креститься минимальным набором знаний о Православии. Повторяю, цель таких действий - защитить людей от ошибок, происходящих от неправильного понимания происходящего в Церкви. От ошибок, которые могут привести к большой беде.

Я Вас запугал? Зачем тогда вообще креститься, если так все серьезно, опасно и ужасно? Выросшим в атеизме это непросто понять. Мы научились в земной жизни обходиться без Бога, минимизировали влияние на нас духовной составляющей нашего мироздания. Но земная жизнь конечна, за ней - продолжение бытия в вечности, в мире ином, духовном. Любое мало-мальски серьезное не-атеистическое мировоззрение рассматривает земную жизнь лишь как подготовку к жизни вечной. Точнее, от того, как пройден земной путь, зависит наш вечный удел. Если хотим счастья в вечности - нужно заранее, еще в земной жизни, готовиться к порогу смерти, за которым не конец и пустота, а начало жизни в мире ином. Отсюда и необходимость Крещения, ибо это - первый шаг (лишь первый!) человека в Церкви. Что говорит об этом ином мире и Боге Православная Церковь - вопрос не этой статьи. Если совсем коротко, то главное счастье православных - любить и быть любимыми. Если вы ищете такого счастья - вы найдете его в Православии.

Слышал, что иные священники стали ставить неоправданно серьезные препятствия перед желающими креститься, и никак не помогают их преодолевать. Это тоже большая ошибка. А что сделаешь? Ведь современные батюшки выросли из того же атеистического времени. И хоть я не оправдываю их духовную неопытность, но ее можно понять. Да, где-то маятник занесло слишком далеко. Священникам нужно понимать, как духовно слабы современные люди, и уметь снисходить к их немощам. Нет единого алгоритма - как определить, можно ли крестить того или иного. Каждый человек уникален, находится в уникальной жизненной ситуации, и, следовательно, к каждому нужен индивидуальный подход.

Да, в Церкви все непросто и негладко. Но помните евангельскую историю: когда Христос поставил апостолов в очень непростую ситуацию выбора, апостол Петр ответил за всех: "Господи, к кому же мы пойдем? У тебя глаголы вечной жизни".

28 апреля 2009 г.

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко