Домашняя страничка священника Антония Коваленко

Содержание

О ПОИСКЕ СЧАСТЬЯ В ПОКАЯНИИ

 

Великий пост, 2001 год

 

У человека нецерковного слово "покаяние" обычно ассоциируется с чем-то неведомо-печальным, тяжелым, с чем-то лишенным всякой радости и поэтому - совершенно неинтересным. В сознании возникает облик одинокого монаха-отшельника, образ жизни которого настолько далек от нашего, что даже не возникает желания заинтересоваться - а что, собственно, привело его к такой жизни? В нашей жизни так много трудностей и так мало радостей, что добровольно загружать себя еще чем-то совершенно не хочется. Зачем? Ради чего?

В действительности вопрос "зачем?" - очень важный. Святые, оставившие мир и ушедшие совершать подвиг в монастыри и пустыни, не были людьми сумасшедшими. О силе их ума и чистоте их сердца можно судить хотя бы по книгам, которые они написали для нас. Следовательно, была какая-то серьезная причина, заставившая их оставить радости мира и взамен искать чего-то иного. Но человеку свойственно искать счастья! Какого же счастья можно найти, живя в одиночестве среди песков пустыни или в глухом лесу? А какого счастья искали святые, которых Церковь называет мучениками - те, которые претерпевали невыносимые мучения и принимали смерть за одну лишь веру в Христа? Во многих нецерковных семьях родители просто страдают от поведения своих детей, маленьких или уже взрослых, во многих молодых семьях иметь детей и вовсе не хотят. А большинство по-настоящему церковных семей - многодетные. Зачем все это? Как ни парадоксально звучит ответ, но все это - поиск счастья и радости. Но радости не земной, а небесной - Евангельской. Той, о которой сам Господь сказал, что ее "никто не отнимет от вас" (Ин. 16, 22). Чтобы понять, можно ли в действительности найти такого счастья и стоит ли ради этого столь круто менять свою жизнь, попробуем разобраться, в чем причина нашего НЕсчастья.

Чаще всего мы бываем несчастны от того, что нам досаждают наши ближние. Родители то и дело поучают, дети не слушаются, сослуживцы на работе трудятся спустя рукава (во всяком случае, нам так кажется). Да и вообще, все ближние требуют внимания к себе как раз в тот момент, когда мы только собрались было заняться своим личным делом. А что говорит по этому поводу Господь?

Итак, мы с трудом терпим поучения родителей, мол, у самих голова на плечах есть. Ухаживать за стариками для нас - морока. "Почитай родителей твоих, да благо ти будет, да долголетен будеши на земли" (Исх. 20, 12) - это было сказано еще ветхозаветному пророку Моисею. Мы раздражаемся на несправедливые упреки отца или матери? Но раздражительность - это, по Священному Писанию, есть грех! А если упрек старших справедлив, а мы его не приемлем, то в нас говорит гордость - тоже грех. Лень ухаживать за больными родными? Но лень - это снова грех. А теперь представьте, что этих трех упомянутых грехов в вас нет. Тогда бы вы своею любовью покрыли старческое неразумие пожилых родителей, разумный родительский совет приняли бы с благодарностью, а бескорыстно помогающий больному, по словам Христа, помогает самому Христу! (Мф. 25, 31).

Далее. Вам не подчиняются ваши собственные дети. А почему, собственно, они должны вам подчиняться? Вы их этому учили? Вы, пока они еще были маленькие, поясняли им справедливость ваших советов, чтобы они научились ценить их? Знают ли они, что все видящий и справедливый Судия Бог грозит смертью за непочитание родителей? (Исх. 21, 16). А мы сами не забыли, что каждое наше дитя - это уникальная личность со своим, отличающимся от нашего, мироощущением, характером и интересами? Кроме того, что бы мы ни говорили нашим детям, всегда самый лучший урок - это родительский пример. А как мы сами относимся к своим родителям и слушаемся ли, не забыли ли Бога-Отца? Получается, что снова причина наших нестроений - наши же грехи: себялюбие и нежелание тратить время на воспитание детей, безбожие, невнимание к детям.

Вам не нравятся люди, с которыми вы работаете и с которыми вообще приходится общаться? Но ведь это грех осуждения ближнего, и чаще всего мы осуждаем человека просто за то, что он в той или иной ситуации поступает не так, как поступили бы мы, за то, что он просто другой! Не было бы в нас греха осуждения - и наши отношения друг с другом стали бы намного светлее. Жить стало бы радостней! Ведь все равно, от того, что мы осуждаем ближнего, ни ему, ни нам легче не становится. Кроме того, результату совместной работы взаимное осуждение и неприязнь чаще всего вредит. Исправить недостатки ближнего может только слово, сказанное с любовью и кротостью.

Мы коснулись только неприятностей, которые возникают при взаимообщении с нашими ближними, да и то лишь некоторых. И если вы согласились, что причина вашего несчастья и вашего испорченного настроения - это ваш собственный грех, то отсюда следует логический вывод: ваше счастье нужно искать в избавлении от ваших же грехов. Нужно менять не окружающую вас обстановку и людей, а самих себя. Вот это-то самоизменение, воспитание своей собственной души, и называется в Христианском Православном богословии покаянием.

Одно из самых важных положений Православия - это вера в бессмертие человеческой души, созданной Богом для вечной жизни в Небесном Царстве. Но люди, употребив во зло дарованную Богом свободу, изуродовали грехами свои души. Покаяние начинается с того, что человек осознает и пугается испорченности своей души, которая проявляется в отношениях с ближними и Богом здесь, на земле, и которая не позволит жить человеку в Небесном Царстве в обществе Бога и так много послуживших Богу святых людей. Испорченности, которая лишает человека и радости земной жизни. Затем - покаяние должно стать главной целью жизни. Хотя бы просто потому, что работа над самим собой - слишком сложная работа, чтобы ставить ее на второе или третье место. Не говоря уже о том, что речь идет о ваших отношениях с Творцом и о вашем уделе в Вечности.

Христос есть Бог кающихся. И приходящим в Церковь ради покаяния Он дарует в церковных Таинствах силы на совершение этого подвига. И, поверьте, этот подвиг не остается без награды уже здесь, на земле. Настоящие христиане обретают счастье в избавлении от грехов, в радости служения Творцу, их счастье - любить Бога и быть любимыми Им. И этого счастья действительно никто отнять у них не может, потому что оно не земное, а - Небесное. Это - результат покаяния.

Пустынное жительство - следствие желания воспитать свою душу, проводя жизнь в тяжких трудах. Слезы преподобных святых - следствие осознания своей греховности и неспособности самостоятельно, без помощи Бога, исправить свою жизнь, следствие осознания серьезности своего бедственного положения. Подвиг мучеников - следствие преданности Христу людей, которые, узнав о жизни и учении Его, возлюбили Его любовью, которая сильнее смерти. У каждого человека свой путь покаяния. Есть святые, внешняя жизнь и смерть которых вовсе не так ярка. Но Бог принял их в Небесное Царство потому, что они просто стремились к Нему и проводили в покаянии всю свою жизнь.

Великий Пост в Православной Церкви - время сугубого покаяния. Это время, когда Церковь благословляет более, чем обычно, уделять внимание своему отношению к Богу и ближним. Ради этого и существует, пожалуй, самое известное людям нецерковным правило поста - отрешение от мирской суеты и удовольствий, в том числе - от вкусной пищи. Не до нее должно быть! Понятие "пост" существует еще в армии - на посту стоит часовой, охраняющий военный объект. В точно таком же бдительном состоянии должен находиться постящийся христианин. Только охранять он должен свою душу - от гнева и раздражительности, от невнимания к людям, от гордости, от неблагодарности, от глупости и пустословий-сплетен и многих других врагов-грехов, оскверняющих душу и портящих отношения между людьми и между человеком и Богом. Это борьба до победного конца. Победа - это Пасха Христова. И человек, выдержавший весь пост, сподобляется радости этой Победы. На Пасху радуются по разным причинам. Часто, увы, только потому, что кончился пост и можно наесться. Но радоваться и ликовать о Воскресшем Господе способна только та душа, которая за Великий пост стала чище.

28. 02. 2001

 

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко