Домашняя страничка священника Антония Коваленко

Содержание

Миссионерство

 

Миссионерская деятельность - одна из наших христианских обязанностей: "Верую, Господи, и ИСПОВЕДУЮ...".

Но для проповеди "на чужой территории" нужно иметь особый талант.

"Экспансии" Православия мировая история не знает. Что касается распространения Православия в Древней Руси, князь Владимир был все-таки русским князем и его действия по искоренению язычества в СВОЕМ государстве были серьезно предварительно обдуманы.

Экспансия неправославных течений христианства - да, была, и не раз. Это еще один важный критерий отличия различных течений в христианстве. Причина дробления христианства - грех отступивших от апостольской веры и истин. Разобраться в правоте/неправоте и истинности/ложности различных течений можно либо ощутив истину сердцем, либо очень подробно разобравшись в истории расколов.

Христианин не имеет права никому НАВЯЗЫВАТЬ свою веру. Он должен только рассказать о ней слушающим, но смочь сделать хорошо это дано не каждому. Часто наша проповедь крепко приправлена осуждением, а осуждение только разрушает. Пример правильной проповеди язычникам - проповедь апостола Павла в Афинском Ареопаге. В ней нет ни осуждения, ни превозношения. Вот цитата из Деяний Апостольских(Глава 17):

"В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: "что хочет сказать этот суеслов?", а другие: "кажется, он проповедует о чужих божествах", потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое? Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род". Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак , оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Итак, Павел вышел из среды их. Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними."

Методы проповеди в среде неверующих нужно понять, чтобы нас слушали те, кто сможет услышать, чтобы нас не турнули сразу, чтобы мы не выдернули вместе с сучком чей-то глаз, чтобы не заразить слушателей грехом фарисейства (Господь предупреждал).

Нужно суметь рассказать о своей вере самое важное и интересное для конкретной слушающей аудитории, не осуждая то, чем они живут сейчас. И предоставить им самим выбирать.

Нужно уметь говорить о своей вере не на уровне "бабулей". Вы знаете, кого я подразумеваю под этим термином: дело не в возрасте, а в духовном состоянии. Нужно уметь дать понять слушающим, что красота Православия не ограничивается свечками.

Вера - это не только знания. Это, скорее, переживание, а еще точнее - жизнь. Но нужно уметь с умом отвечать умным вопрошающим, тем более, что в Церкви все устроено не абы как, но премудростию Божией.

Опасность, если так можно выразиться, "революционной", с лозунгами и активными общественными действиями, проповеди Православия в том, что мы легко можем выдать за истину свой личный, ограниченный, опыт веры. Ошибки других подмечать нетрудно. Это и неплохо, если мы можем их исправить. Но гораздо важнее видеть и исправлять ошибки свои собственные.

Это не значит, что не нужно ничего делать. Это значит, что для начала свою энергию нужно подчинить и доверить руководству духовно мудрых и опытных пастырей, способных научить церковной жизни, приобщить к Таинствам. Потратьте энергию на то, чтобы таких пастырей найти. Не требуйте от них прозорливости и чудес. Не это помогает найти Бога. И дайте Богу освятить вашу душу.

Тогда Бог, когда это Ему будет нужно, направит вашу энергию так, что вы спасете себя, ближних, страну из самой критической ситуации. Точнее, Бог будет спасать, а не вы, мастер-ломастер. Понимаете разницу? А вы будете инструментом в руках Божиих.

Потому часто ничего не получается у нас, что каждый - сам себе голова. Вот и ограничивает Бог разными способами нашу неуправляемую энергию и энтузиазм. А то бы мы таких дров наломали...

Церковная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ развернулась ого-го и продолжает развертываться, но много ли среди людей, эту деятельность ведущих, личностей всерьез воцерковленных? Для которых Церковь стала образом жизни, а не частью быта? Для которых главное - то, что происходит у них в душе, а не ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? Которые непрестанно питают свою душу Благодатью через Таинства?

Вот и "заносит" нас, когда со временем растрачивается залог Благодати, даруемый Богом, если мы не стремимся всеми силами его сохранить и преумножить, а переключаемся сразу на ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

"Вера без дел мертва". Но ведь происходящие нестроения в делах - результат активности людей, не понявших или забывших, что такое вера.

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко