Домашняя страничка священника Антония Коваленко

Содержание

Первые шаги в Церкви давно крещеного человека

 

Часто бывает, что человек был крещен в Православной церкви давно (например, в детстве), потом совершенно потерял связь с Церковью, а потом, после многих лет, задумался о Боге. Какими должны быть первые шаги в Церкви такого человека?

Похоже, большевикам, и тем, кто ими манипулировал, удалось-таки превратить основную массу россиян из личностей духовных в бездуховных. Конкретнее. Раньше человек не понимал, как это - жить без Бога (будь то православный верующий, сектант или язычник даже). Веровать было - как иметь и владеть руками, ногами, есть, дышать. Теперь у людей возникает вопрос: "зачем нужен Бог?" Почти все научились жить без Него. Не знают, куда приткнуть (прости, Господи, за слово) в свое мировоззрение духовные понятия и как ими пользоваться. И ЗАЧЕМ. А не "притыкать" нужно, а все мировоззрение перевертывать. И в правильную сторону, не промахнуться (лжепророков развелось).

Надо иметь в виду, что понятие о Боге и вере у нас при совершении греха искажается, и своими силами восстановить правду мы не можем. Искажается и само понятие о грехе: человек начинает мнить себя безгрешным. Это своего рода сумасшествие. Не верите? А помните Адама? Ведь Адам после своего грехопадения додумался спрятаться от Всеведущего Бога за деревьями. Вот как помрачается человеческий рассудок при совершении греха, и как уродуется представление человека о Боге! А ведь до того Адам обладал такой духовной премудростью, что Бог доверил ему нарекать имена животным, владычествовать планетой!

Очень важно, что Бог первым пошел на примирение с Адамом. И даже не обвиняя и не обличая. Спрашивает Адама: "где ты, что с тобой?" И уже потом: не нарушал ли ты Мой запрет? Опять же, спрашивая, а не обвиняя.

В ответ на это, вместо того, чтобы примириться с Богом, Адам обвиняет в своем поступке жену, а та - искусителя.

И до сих пор именно так ищет Бог человека, а тот чаще всего вместо отзыва винит в своем отступничестве все что угодно, но не себя.

Бывает, что человека "заносит" в процессе вполне искреннего поиска истины. Уж больно трудно в нынешний век разобраться, где правда, а где ложь. Хорошо, если именно такая ситуация. А не поиск славы, спокойной жизни или денег.

Но, все-таки, если ошибка уже осознана и человек видит свое спасение именно в Православной вере, то какими же должны быть первые шаги?

В идеале, жизнь православного человека должна быть неразрывно связана с Церковью. Именно там даются ответы на текущие жизненные вопросы и там же черпаются силы на покаяние (исправления мировоззрения и образа жизни ради приближения к Богу и спасения). Есть в Церкви два Таинства, которые для верующего должны стать такими же необходимыми и естественными, как дышать или принимать пищу. Это Исповедь и Причастие.

В Исповеди человек примиряется с Богом, прося прощение за совершенное зло. Это зло есть у каждого из нас, оно и ставит преграду между нами и Богом. И, если необходимо, попутно через священника может получить от Бога ответы на насущные вопросы, волнующие душу. После этого в Причастии принимает внутрь себя (вкушает) Плоть и Кровь Христа.

К этим Таинствам человек должен прибегать КАК МОЖНО ЧАЩЕ. Другого равнозначного источника сил, чтобы жить, и жить в покаянии, выздороветь духовно, НЕТ.

К первой исповеди требуется особо серьезная подготовка. А именно, нужно вспомнить все плохое, что было сделано, сказано или подумано за всю прошедшую жизнь. Конечно, всего не вспомнишь. Но знайте: чем больше покаянной правды о себе вы скажете, тем легче вам будет после Исповеди. Нельзя ничего утаивать. Бог все равно все видит: и дела, и слова, и мысли. Священник же обязан хранить тайну вашей исповеди. Имеет смысл записать свои грехи, чтобы случайно ничего не забыть. Ко мне иной раз приходили с целыми тетрадями…

Никогда не оправдывайтесь на Исповеди. Подталкивать ко греху может и внешний дух злобы, и посторонний человек, и личная греховность, испорченность человеческой природы. Но принимает решение о готовности совершить грех человек всегда сам. Соответственно, и отвечает за грех сам.

(Исключение - одержимость, это состояние, когда человек совсем или по временам теряет свою личность и полностью управляется личностью иной, духом злобы. Надеюсь, это вас не касается).

Не пугайтесь трудностей. "Господь хранит пришельцы" (то есть новичков). Эту фразу вы будете слышать на каждой Литургии. То есть, когда неверующий человек начинает сам искренне стремиться к Богу, Бог никогда не отвергает его, но всячески хранит и помогает. Вот слова Христа о тех, кто уверовал в Него: "Грядущего ко Мне не изжену вон", "Когда вознесен буду от земли (на Кресте), всех привлеку к Себе", "Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою Вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток Есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо мое благо и бремя Мое легко есть".

Помните, что Православный верующий должен быть готов к тяжелой духовной битве. Она у вас уже началась, раз вы задумались о своей судьбе и о Церкви. Не будьте слепы и наивны, видя происходящее вокруг вас, и, прежде всего - в вас. Мысли, события - многое будет сопротивляться обращению и вхождению в Церковь. Многое будет непонятным. Думайте. Разбирайтесь.

Когда Сам Христос закончил говорить людям слова, казавшиеся непонятными вплоть до дикости (о Таинстве Причастия, о вкушении Своей Плоти), то спросил своих учеников-Апостолов (тоже непонявших и ужаснувшихся): "Может, и вы хотите уйти от Меня?" Апостол Петр ответил за всех: "Господи, а к кому мы пойдем? У тебя слова Вечной жизни."

Больше идти, кроме как ко Христу, все равно не к кому. А полнота всего, что даровал миру Христос, хранится в Православной Церкви. Пусть эта мысль победит в вас все отталкивающие от Церкви помыслы.

Кстати, до недавнего времени все остальные церкви признавались, что они добавили нечто к тому, что принес в мир Христос. Мол, Он не все сказал. Теперь говорят иначе: что у нас - Истина от Христа, а эти Православные - от Истины ушли.

Христианская жизнь непроста и требует большой жертвенности. Ведь это - процесс воспитания вашей личности Богом, ради обретения подобия Божия ("похожести" на Бога) и способности жить в Небесном Царстве.

Содержание

 


Copyright © 1999 - 2017 г. Священник Антоний Коваленко